Victoria (co1ombina) wrote,
Victoria
co1ombina

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Желаю, чтобы все!

— Вот все у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
— А как это «по-настоящему»? — Позвольте осведомиться.
Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес:
— Ну желаю, чтобы все!
— И вам также, — с некоторой иронией отозвался Борменталь.


В профессии меня поштормило. От редактора издательства, через ресторанное дело в туризм – хитрая кривая. И где еще доведется работать в будущем – я не загадываю.
И сегодня, ностальгически перебирая воспоминания, вспомнила я свою ресторанную бытность. А вернее, вспомнила наш ресторан в кинематографе. И такое тоже бывает :) О чем и хочу рассказать..

*****************

Питерский старейший ресторан «Метрополь» хранил свое легендарное прошлое. Говорили, что когда-то его посещал Николай Второй. Говорили, что отсюда когда-то Григорий Распутин швырялся бутылками Мадеры через окна Малинового зала. Говорили, что именно здесь собирались на свои первые чтения поэты серебряного века. «На салатик» и разговоры - дессиденты – шестидесятники. А режиссер Эльдар Рязанов просил здесь «гастрономического убежища» в 70-е..
Ресторан был открыт почти 160 лет назад. Правда, до революции он назывался по-другому - Первое товарищество официантов - лучшие гарсоны Петербурга открыли свое заведение сообща. А в «Метрополь» ресторан переименовали в 30-х годах прошлого века. И в советские годы считался он очень таки престижным заведением. Здесь было сыграно тысячи свадеб, проведено огромное количество банкетов. Наверное, не найдется ни одного лениградца-петербуржеца, который хоть раз в жизни не побывал в этом месте. Сюда привозили почетных гостей, в том числе Брежнева, Рейгана, Ширака. А Пирожные из «Метрополя» считались особым лакомством и ценились больше других сластей.
А еще здесь снимали кино. Часто.


«Рожденная революцией»



- Значит так, - сказал Афиноген. – Претаньер, беф-бе –шамель, равиоли, попьеты, Кавказское номер двадцать три.. Не возражаешь, дорогая?
- Нет, дорогой, - запинаясь, произнесла Мария.
Официант сделался зеленым.
- Ваше высокоблагородие, - сказал он с тоской. - Революция была, вы, верно, изволили забыть? Нет этого ничего в помине.
- Лангет де беф?
- Упаси бог! - официант взмахнул полотенцем.
- Кольбер? Бретон? Субиэ? Вилеруа? - продолжал допрашивать Афиноген – Что есть, наконец? Отвечай, болван!
- Самогон-с! – официант деликатно кашлянул в кулак – И только для вас, только для вас лично, поверьте – студень из лошадиных мослов!


Сцена в ресторане в одной из первых серий снималась в Метрополе. Съемки этого фильма я не застала по причине юности, но старейшие официанты рассказывали. Как сервировали стол, как готовилась массовка.. И мы слушали их рассказы, и мы смотрели фильм, и мы обсуждали. Ничего удивительного. Летчики смотрят кино про летчиков, художники про художников, официанты про официантов. И замечают детали, видимые только профессиональному взгляду, одобряя или критикуя.
В кадре один из пожилых официантов, Петрович, наливает героям напитки. Мы, при просмотре:
- Ого, Петрович, а из бутылки-то ты манерно наливаешь, с разворотом!
- Старая школа!

*****************

«Прохиндиада или бег на месте»



Эпизод в самом начале фильма. Главный герой в исполнении Александра Калягина опаздывает на банкет, спешит, проходя по коридору банкетных залов, здоровается с официанткой, катящий навстречу ему тележку с напитками.
– Привет, Танечка! Как жизнь молодая?
Наши реплики при просмотре фильма:
- Тань, поздравляем, ты тут ничего так! И имя твое оставили.
Далее Калягин открывает дверь банкетного зала «Малиновый» и заходит.. в «Вишневый»
- Они офигели, что ли? Как он мог из Малинового попасть в Вишневый!??
И правда, как?? Это ж вообще другое крыло здания! Никакой достоверности! Вечно эти киношники все переврут!
После такого факта фильм нам резко не нравится.

*****************

«Собачье сердце»



Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.

Как известно, множество сцен в этом фильме «застольные». Ну, чего стоит знаменитое «Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими». Или же «Пива Шарикову не предлагать!». Не фильм, а шедевр! Да что говорить, вы это и сами знаете.

Режиссер Владимир Бортко был очень скрупулезен в отношении к деталям. Очень переживал, если что-то не соответствует времени: реквизит, атмосфера – все должно быть передано максимально точно. Поэтому для правильности съемки сцен застольных в консультанты был приглашен метродотель из нашего ресторана, Миша Левандовский. Далее, по Мишиному рассказу:

По сценарию герои пьют водку и розовое вино за обедом. Цвет вина должен быть особенный, розовый, соответствующий определенной марке вина начала 20 века. Какого именно оттенка – это, видимо, только Бортко знал, так как в процессе съемки придирался к ответственным за реквизит ассистентам безбожно.
Намешали чай, изображающий это самое розовое вино. Бортко цвет не понравился – не то! Добавили воды, сбегали в соседнюю разливочную за портвейном, намешали очередную смесь. Бортко снова: «Не то! Не тот цвет!».
Вечер. Съемочная группа уже на пределе. В который раз подбирают цвет, смешивают – не то и не так! Бортко взбешен:
– Вы что не можете понять, что цвет должен быть розовым! Розовым, а не коричневым и не красной бурдой!
Цвет режиссерского лица багровеет, напоминая темное Бордо, он набирает воздуха в легкие, чтобы окончательно всем как следует выдать, но вдруг, поперхнувшись, умолкает.. Минутная пауза.. Бортко хватает себя за голову и медленно оседает в кресло..
- Господи, у нас же фильм черно-белый..
Немая сцена.


*****************

«Собачье сердце». Попутно.
Пока шла эта тягомотина с вином, профессор Преображенский, т.е. Евгений Евстигнеев, уписывал за обе щеки все, чем был щедро сервирован стол.



Метродотель, в обязанности которого Бортко еще возложил следить, чтобы еды хватило на все дубли, шепчет:
- Евгений Александрович, пожалуйста, ешьте поэкономнее, нам же на оставшиеся дубли не хватит.
Евстигнеев, не прекращая жевать:
- Хрен с ними, с дублями вашими - очень вкусно!
Правда, сказал он тогда не «хрен», он сказал как надо, это я тут в пересказе скромничаю.:)

*****************

«Жизнь Клима Самгина»
Сцена, где Самгин (Андрей Руденский ) ведет в ресторан Алину Телепневу (Наталия Лапина).



Про Наталию Лапину следует упомянуть отдельно. Надо сказать – шикарная женщина. Помнится по фильму, входит она в ресторан, и все мужчины перестают есть и не отводят от нее вожделеющих глаз. Образ желанной для всех женщины Лапиной удался с блеском. В жизни она притягивала мужские взгляды абсолютно с такой же силой, как и ее героиня. Вся ресторанная "cмена" тут же в нее влюбилась и поэтому на предложение поработать ночью на съемках в добровольцы вызвались абсолютно все. Массовку из официантов так и оставили в фильме, выдали только фраки, белые перчатки и усы на клею.
- А угости-ка ты нас, друг мой, по-московски! – говорит Лапина официанту.
И официанты стараются в кадре (ага, посетителей бы они так обхаживали!), вносят фаршированного судака, блюдце с горкой черной икры. Лапина зачерпывает икру на булку, подносит ко рту, облизывает кофейную ложку и смачно говорит:
– Люблю есть!
И так она вкусно это говорит, так она прекрасна в этом здоровом животном инстинкте, что мы не видим никаких огрехов фильма. И что сервировка категорически вне времени. Где это видано – икра да на кофейном блюдце, да кофейной ложкой! Ну что поделать, не было у нас тогда икорных ложек, да чего там, и посуды ресторанной толком не было, годы-то, когда снимался фильм, перестроечные, все по талонам.. Но мы не замечаем ничего, кроме блистательной Лапиной..

Сцена в ресторане долгая, в завершении которой героиня Лапиной, как истинная стерва, бросает:
- А на меня у тебя денег не хватит! Ты вон за стол заплати!
И удаляется роковой походкой.
Отличный фильм!! - выносим мы свое резюме.



Тот же «Клим Самгин». В процессе съемки, работа с массовкой, режиссер Виктор Титов:
- Уберите пьяного официанта из кадра!
Оператор:
- Ну что вы, пусть лежит, он кадру не мешает, тогда гости тоже спали за столом..
- Тоже спали за столом, говорите? Ну ладно, пусть лежит.
Официант Юрка, о ком шла речь, после с гордостью показывал себя в этой сцене, тыкая пальцем в размытый фон кадра.
- А вон там, во-о-он там, видите.. Это я там лежу!!

Ой, «Жизнь Клима Самгина» снималась несколько долгих ночей и снималась весело.
Актеры, подружившись с официантами, пропадали в буфете. Официанты, подружившись с актерами, пропадали в их гримерках, переделанных из банкетных залов. Все уже перепуталось, все во фраках, все наперебой ухлестывают за неприступной Лапиной и все небрежно пьяны. А кто обещал, что будет легко? ))

Окончание съемочного дня, ранее утро, пустынная улица Садовая. Наш официант, Вовка Иванов, позабыв сдать реквизитный фрак, ловит тачку. Нет, вы представьте эту картину! В те годы, 5 утра, человек во фраке..)
Притормозивший таксист недоуменно осматривает странного пассажира, вынырнувшего откуда-то из начала века.
- Куда вам? - наконец решается спросить таксист.
Полуоткленный ус, манишка расстегнута и залита вином, ветер живописно развевает фалды черного фрака.. Иванов еле держится на ногах, но с чувством собственного достоинства изрекает:
- Домой! - И делает величавый взмах вперед рукой в белой перчатке.
Таксист ошарашен:
- Да, Ваше сиятельство… Довезем, Ваше сиятельство..

*****************

И еще ситуации. Уже не про съемки, про посетителей. Многие из которых были особенно любимыми.

Ширвиндт с Державиным. Приехавшие из Москвы. Зашли к нам. Мы рады. Сухой закон. Спиртное в ресторанах только с 14 часов. Но для тех, кто дорог, разве мы не придумаем выход? Водка в таких случаях переливалась в бутылки из-под Боржоми и на столе выглядела вполне невинно.
Державин:
- Водочки.
Официант:
- Да, только еще рановато, поэтому я вам ее в бутылку из-под минералки перелью, ладно?
Ширвиндт, сонно:
- Ладно. Только минералку из бутылки полностью вылить не забудь, ладно?

*****************

Боярский, закупивший в нашем буфете ящик пива, закидывает его на плечо. Шляпа падает. Слушайте, он и правда всюду ходит в шляпе - невероятно! И спит в ней, поди, тоже? Итак, шляпа падает. Боярский, силясь поднять шляпу с пола, тянется вниз. Ящик с пивом с плеча не отпускает.
- Вы его на пол поставьте, так удобнее – замечает наблюдающая за ним уборщица.
- Ага, поставишь, потом пива не досчитаешься. Что я, ваших не знаю.
- Наши не возьмут, что вы! – успокаивает уборщица.
- Ваши не возьмут, наши возьмут! Вон уже стоят, глазами зыркают. - Боярский кивает на сопровождающих его коллег по цеху. Взгляды у коллег иссохшие..

И, правда, БДТ, Александринка, Театр Музыкальной комедии - все они располагались рядом и все актеры толкались у нас в буфете.

*****************

Рассказы старейших официантов:
Конец 60-х. Годы глубоко советские. Железный занавес еще не пал. Звонок в метрдотельскую.

- Мы хотим заказать на вечер зал, просим особого внимания, будет Марчелло Мастроянни.
- Ага, а Брежнев тоже с вами? Гуляйте!
Снова звонок.
- Как вы смеете бросать трубку?
- Вы издеваетесь? Какой Мастроянни! Мастроянни в Италии!
Через пять минут еще звонок. На этот раз из Главного Управления Общественного питания.
- Как вы посмели послать съемочную группу? С самим Мастроянни! Это же международный скандал!

Действительно, Мастроянни. Фильм «Подсолнухи» с великолепным трио: Софи Лорен, Мастроянни и Савельевой, часть фильма тогда снималась в России. В рамках процесса киносьемок было много разъездов съемочной группы с визитами, в том числе и в Ленинград.
Так что, ужин Марчелло у нас не удался, соседи же, конкурирующий ресторан «Баку», оказались более доверчивыми.
- Вах? Мастроянни? Вано, поди сюда, Вано, послушай, там Мастроянни! К нам хотят, в Баку хотят! Вах, Мастроянни, так Мастроянни, приходите!
Нам - выговор, «Баку» - Мастроянни, Мастроянни – ужин и южное хлебосольство, всем по заслугам..)

*****************

Такие вот истории..)) И это -только часть.

Нет уже этого ресторана. После перестройки и всеобщей коммерциализации дела пошли на убыль, картины и скульптура, когда-то украшающие залы, сгинули в неизвестных направлениях, осевши, наверное, в чьих-то коллекциях. Отошел в прошлое оплот советского стиля, с огромными залами, лепниной, мраморными колоннами, хрустальными люстрами и тяжелыми портьерами. Нет, еще некоторое время держался он благодаря былой славе и ностальгическим визитам тех, кто когда-то «выгуливал» тут своих дам, заказывая им ароматный жульен или котлеты по-киевски.
Отставные военные, номенклатура, бывшие торговые работники, актеры из близлежащих театров приходили, сравнивали жюльен в тарталетках и «те» котлеты по-киевски с нынешними, заказывали оркестру, притаившемуся в искусственных зарослях на сцене, что-нибудь из репертуара «тех лет» и вздыхали:
-Нет, не то.. кончился Метрополь..
И правда, кончился. Долго держался, но сдался. Ушел незаметно на пару с советским прошлым - закрылся из-за убыточности. А до его истории – кому какое дело? У нас и церкви сносят, чего там про рестораны.

И для меня тоже нет уже этого ресторана.. Да и про людей, с кем тогда довелось работать – не знаю ничего, не знаю, кто где сейчас, да, наверное, и не хочу знать. Пусть лучше это будет прошлым, которое нет-нет да заставит улыбнуться – наши неприступные официанты, неумолимый орденоносный дедушка на входе, многостраничное меню, упакованное в кожаную папку, и вечная табличка «Мест нет»..

К чему я это? Да так.. Просто воспоминания.. Люблю я их перебирать..)



Ну а вам, други - хорошего настроения на неделе!
Желаю, чтобы все! :)
Tags: кинотеатр, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 61 comments